Гульбахор Саидганиева: Как искусство становится цифровым?

920
8 минут
Гульбахор Саидганиева: Как искусство становится цифровым?
В современную эпоху культурное сознание приобретает большое значение. Примечательно, что сегодня в культурном отношении поэзия становится частью цифрового общества. По сравнению с долгой и уникальной историей традиционной поэзии, которая развивалась вместе с нами с самого начала человеческой культуры и языка, цифровая поэзия — явление относительно новое. Потенциал воображаемых миров поэзии в новую эру искусственного интеллекта и высоких технологий безграничен.

О том, какие возможности окружают писателей в мире Интернета, а также об опыте писательства нашего гостя и влиянии искусства в современном мире поговорили с депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса - Гульбахор Саидганиевой.

— Какие возможности появились для писателей в эпоху цифровых медиа?

— С развитием цифровых медиа открылись широкие перспективы для творческих личностей. Если раньше писатели знали друг друга только по произведениям, то сейчас социальные сети и информационные системы позволили сократить пространственные и временные границы, наладить тесное общение коллег. Да, и в век технологий, не сложно приобрести электронные книги, образцы трудов писателей.

В результате развития цифровых медиа, появилась возможность распространять свои труды не только в книжном формате и печатном виде, но и в цифровых данных, цифровом аудио, видео (MP3, MP4, электронные документы, книги и т.д.).
Цифровые медиа оказали колоссальное влияние и вызвали инновации в издательском деле, журналистике, оказали влияние на общество и культуру. Однако, с переходом на цифровые медиа, имеются некоторые проблемы, которые ждут своего решения. Например, вопрос с авторским правом.

Ведь из всех основных прав, интеллектуальная собственность является стержнем творческих публикаций, так как она защищает права создателей и владельцев, не позволяя другим людям использовать их произведения без их разрешения. Например, если посмотреть на прежнюю версию Конституции, то там речь шла только о материальной собственности. А в новой редакции Конституции в статье 53 есть норма и об интеллектуальной собственности - "Каждому гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества, право на пользование достижениями культуры. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества."
Хочу отметить, что законодательство поощряет творчество, свободное и честное распространение контента, работая над предотвращением неправомерного использования.

В нашу эпоху передовой, активный писатель должен иметь свой сайт, электронный адрес, блоги и аккаунты в соцсетях, пользоваться мессенджерами.
Иначе можно считать, что его нет в творческом мире. Хотим мы этого или нет, мир меняется и требует от нас того же. С помощью цифровых медиа теперь талант становится более популярным, появляются переводы книг, произведений, и выйти в мир стало проще. Раньше хотя у нас и были замечательные, талантливые, сильные писатели, но из-за того, что не были созданы соответствующие условия для перевода и распространения, они оставались неузнаваемыми в мировой литературе, то есть их произведения не выходили за пределы страны. Сейчас очень легко молодым поэтам и писателям переводить и размещать свои труды в социальных медиа и на сайтах. Но, с другой стороны, изобилие информации, даже литературной, создает трудности в определении таланта. Бывают случаи, что из-за хорошей «накрутки» вместо талантов популярность приходит к менее способным.

— В век цифровизации, вопрос авторского права непосредственно интересует всех писателей. Как обстоит дело с правовым регулированием этого вопроса у нас?

— В Узбекистане авторское право защищается законодательством. Например, есть Закон «Об авторском праве и смежных правах», который был принят в 2006 году. С принятием в августе 2022 года Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием правовой охраны объектов интеллектуальной собственности» были внесены изменения и дополнения в этот закон. Им продлен срок действия авторского права с 50-ти лет на 70 лет. Глава пятая полностью посвящена защите авторского права.

Но даже у меня возникает вопрос, как нам использовать нормы законодательства в цифровом контенте? Как определить оригинал и контрафакт от искажения и плагиата в современном мире, и какую ответственность несут за собой поступки, связанные с воровством цифрового искусства?

Сейчас многие писатели жалуются на «стихотворное воровство» в мире Интернета. Бывали случаи, когда кто-то в комментариях оставлял своё стихотворение или рассказывал его устно, а другой человек одновременно брал и публиковал его как своё, как это отслеживать, ведь трудно определить кто первым сказал или опубликовал творчество? Ясно, что каждое действие оставляет цифровые следы, но много ли таких специалистов, которые возьмутся устанавливать авторское происхождение?

Считаю, что в закон об авторском праве нужно ввести нормы, предусматривающие эти моменты, ведь с развитием информационных технологий появляются не только новые возможности, но и проблемы, а для правового регулирования этого вопроса нужно работать над законом учитывая цифровизацию.

В пользу эффективности закона, могу привести случай с известным поэтом, драматургом и прозаиком Усманом Азимом. Когда певец Санжар Джавбердиев использовал текст поэмы «Караван», без согласия народного поэта Узбекистана, автор подал иск в суд, который обязал певца выплатить моральный ущерб в размере 97 миллионов, а также удалить песню «Караван» в исполнении певца из всех социальных сетей.

Или же второй случай, связанный с молодым поэтом Бехзод Фазлиддином, обратившимся в Агентство интеллектуальной собственности. Как выяснилось, певец А. Шерматов позаимствовал стихотворение юного поэта, без согласия автора и разместил его в своих социальных сетях. Суд позже установил, что стихотворение, было использовано незаконно, без согласия автора и без заключения договора. На певца был наложен административный штраф.

— Сегодня многих молодых писателей волнует вопрос монетизации творчества. Можете рассказать, от чего зависит доход писателя?

— Истинная цена произведения зависит от интеллектуального уровня общества. В современном мире, книги стали предметом бизнеса, но по-моему мнению бизнес и искусство различны и на мой взгляд, произведения с глубокими философскими идеями больше не ценятся.
Но, всё же в современном мире есть примеры, когда талантливые писатели, издав произведения, хорошо на нем зарабатывали. Например, книги Паоло Коэльо издаются миллионами тиражами и приносят огромную прибыль автору. А роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» был переведен на более 47 языков мира и издается, принося прибыль издательству Diogenes (Germany), как правообладателю. Бестселлеры тоже очень хорошо продаются.
Недавно в соцсетях распространились споры о творчестве группы молодых талантов Узбекистана. Молодые писатели искали новые методы, новые выражения и метафоры к произведениям, эти молодые поэты сделали прорыв из застойного пруда литературы. Их произведения изданы в книге «Излам» (Akademnashr), но из-за того, что их методы и приёмы были непонятны читателям, их начали критиковать. Я думаю, что время меняется, и литературная критика должна признавать и приветствовать молодых талантов и новую волну в поэзии.

— Вы начинали свою карьеру писателя еще в конце прошлого столетия. Естественно, в то время тоже были созданы соответствующие условия и возможности для юных дарований. Но хотелось бы остановиться на том, как сегодня государство выявляет и поощряет юных писателей/читателей?

— Думаю, для хорошего писателя не так-то нужны внимание и поощрение. Талантливый человек как яркая звезда светится среди других и выявляет себя. Но, все же, если со стороны государства будет оказана поддержка молодым поэтам и писателям, то это станет для них стимулом и поможет раскрыть их талант. Например, победители ежегодно проводимых региональных творческих конкурсов отправляются на республиканский семинар в Заамин. Поэту или писателю, занявшему первое место после обсуждений комиссии, Союзом писателей Узбекистана предоставляется возможность бесплатного издания первой книги в 20-ти тысячи экземплярах.

— Вы как депутат часто бываете в своем избирательном округе, а значит, тоже принимаете участие в выявлении молодых талантов и других вопросах. В целом какая работа проводится в данном направлении в вашем округе?

— Из моего избирательного округа вышло много талантливых людей. В том числе Народный поэт Узбекистана, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Икбол Мирзо. У него много воспитанников не только в моем избирательном округе, но и по всему Узбекистану. В Багдадском районе в Ферганской области, откуда я была избрана, есть творческий кружок «Хазиний», которым управляет поэтесса Каримабегим. У нас в литературном мире есть научный термин «Кокандская литературная среда» и эти ребята достойно занимаются своим творчеством, при необходимости оказывается соответствующая поддержка.

— Какие советы вы хотели бы дать подрастающему поколению, заинтересованным в написании книг, стихотворений и поэзий?

— Знаете, я не люблю давать советы и слушать их. Каждый поэт или писатель должен быть открытием для самого себя, сам должен удивляться от написанного им. Путь творчества не легкий и каждый сам себе открывает дорогу. Наставник бывает очень символическим. Каждый сам себе наставник. Потому что, каждая строка — это его пережитые страдания, боли и труды. Нужно родиться писателем, поэтом, остальное жизненный опыт.
Но, всё же. Читать больше классику и современные произведения мировых шедевров. Писателям читать поэзию, поэтам прозу. Чтением сильных поэтов или писателей человек завоевывает его мир, проходит его школу, достигает его уровень. Это всё поможет расти начинающему поэту как творцу и найти свой собственный путь. Остальное всё дано Богом, оно живёт в душе писателя и надо беречь талант, чтобы материальный мир не погубил его. В этом мире трудно держать равновесие между душой и материальностью. Как сказано в одном индийском фильме: «Чувства с деньгами вместе не ходят».


- Беседовала 
Абатова Асель  

студентка Университета журналистики и
массовых коммуникаций Узбекистана

  • Комментарии
Загрузка комментариев...