Ключевой компонент концепции нового Узбекистана

579
13 минут
Ключевой компонент концепции нового Узбекистана

Если раньше под информационной сферой понимали исключительно связь, телекоммуникации, производство и использование технических средств, то сегодня важное место в ней заняли такие компоненты, как электронная экономика и управление, электронные услуги, электронные платежи, разработка и внедрение программного обеспечения.

Активное развитие интернета в XXI веке обеспечило взрывной рост потребности людей в информационных технологиях. Посредством Всемирной сети люди не только общаются друг с другом, но и получают новости, пользуются широким спектром услуг, управляют бизнесом. Важное место в нашей жизни заняли электронные СМИ и социальные сети, без которых функционирование современной информационной сферы уже невозможно представить.

Состояние информационной сферы для современного общества может выступать в роли важного качественного индикатора. Анализ объективных статистических данных показывает, что чем выше развитие страны, тем более развита ее информационная сфера, и наоборот.

Из чисто технической среды за короткий исторический срок информационная сфера трансформировалась в важную платформу для общественного развития, пространство поддержки демократических институтов, обеспечения неотъемлемых прав граждан. И сейчас, когда речь идет об оценке странового развития, специалисты вполне обоснованно обращаются именно к анализу развития ее информационного пространства.

Информационная сфера не только характеризует достигнутый государством уровень, но и доступные для развития перспективы. Виртуальное пространство стало неотъемлемой частью реальной жизни и во многом способствует ее открытости и эффективности. С развитием информационных технологий и сетей связи она стала ключевым элементом современного общества. Рассмотрим основные аспекты ее применения.

Информационная сфера обеспечивает обмен информацией между людьми, организациями и государствами. Она создает условия для передачи знаний, опыта, идей, новостей и другой информации, что способствует развитию общества. Быстрый и эффективный обмен данными помогает улучшать коммуникацию, сотрудничество и инновации.

Сфера обеспечивает доступ к разной информации для широких слоев общества. С появлением интернета и цифровых технологий люди получили возможность искать информацию в реальном времени, обучаться, работать, развлекаться и участвовать в общественной жизни без пространственных и временных ограничений.

Информационная сфера является важным фактором экономического развития. Она поддерживает создание и распространение новых технологий, стимулирует инновации, создание рабочих мест и развитие цифровой экономики. Благодаря информационным технологиям возникают новые формы бизнеса, электронная коммерция, цифровые платформы и сервисы, способствующие производительности и экономическому прогрессу.

Информационная сфера также играет важную роль в политической жизни общества. Она обеспечивает свободный поток информации о политических событиях, деятельности правительства, правах и свободах граждан. Информационные технологии и социальные сети позволяют людям выражать свое мнение, мобилизоваться, объединяться и осуществлять контроль.

За последние годы курс на развитие данной сферы стал осознанным приоритетом государственной политики. Именно посредством развития цифровизации государство рассчитывает повысить эффективность системы государственного управления, обеспечить активное включение граждан в процессы принятия решений, стимулировать их гражданскую активность. В республике реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, а также широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, прежде всего в государственное управление, образование, здравоохранение и сельское хозяйство.

Начата реализация свыше 300 приоритетных проектов, предусматривающих совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие отечественного рынка программных продуктов и информационных технологий, организацию во всех регионах республики IT-парков, обеспечение сферы квалифицированными кадрами. В целях ускоренного развития цифровой индустрии, повышения конкурентоспособности национальной экономики принята и успешно реализуется Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030». В ее рамках предполагается внедрение свыше 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в разных сферах социально-экономического развития регионов. Наряду с этим планируется внедрить свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики. Продолжается реализация программ повышения цифровой грамотности и навыков сотрудников органов государственной власти и управления.

На едином портале дополнительно создано 36 видов услуг, которые будут предоставляться онлайн, в результате чего общее количество услуг достигло 413. К концу года планируется внедрить дополнительно 164 вида электронных услуг. Число пользователей единого портала превысило 6,3 миллиона человек (дополнительно 2,3 миллиона), услугами воспользовались 3,6 миллиона раз (рост на 14 процентов). Еще 50 информационных систем (всего 120) были интегрированы в межведомственную платформу электронного правительства, обеспечивая более 840 миллионов обменов данными между государственными учреждениями. В результате сэкономлено 36 миллиардов сумов, предназначавшихся на бумагу и транспортные расходы.

В рамках осуществления цифровой трансформации секторов государственного управления и экономики реализован 31 проект. Для увеличения экспорта IT-услуг и создания рабочих мест на всей территории республики создано 18 центров удаленного обслуживания (BPO). Количество частных учебных центров, являющихся резидентами IT-парка, в этом году увеличилось с 52 до 278. В целях упрощения процедур для населения количество электронных услуг на Едином портале интерактивных государственных услуг увеличено в 1,2 раза (406 услуг), а в мобильном приложении — в 1,5 раза (180 услуг).

С развитием массовых коммуникаций традиционные печатные средства массовой информации посредством трансформации в электронный формат также быстро вошли в состав информационной сферы. В разы увеличилось количество средств массовой информации. В стране действуют 632 газеты, 623 журнала, 18 бюллетеней, шесть информационных агентств, 84 телеканала, 32 радиостанции и 745 веб-сайтов.

В настоящее время национальные СМИ участвуют в реализации следующих задач.

Информирование. Одна из основных функций СМИ — предоставление информации обществу. Они сообщают о текущих событиях, новостях, аспектах политики, экономики, культуры. СМИ являются независимыми источниками информации, что позволяет гражданам быть в курсе происходящего и принимать осознанные решения.

Контроль власти. СМИ выполняют функцию контроля за деятельностью государственных органов. Они следят за действиями правительства, политиками, органами власти и другими общественными институтами, стремятся выступать против коррупции, нарушения закона и прав граждан. Это помогает поддерживать прозрачность, ответственность и демократические принципы в обществе.

Формирование общественного мнения. Средства массовой информации представляют разные точки зрения, анализируют и комментируют события, позволяя гражданам обсуждать их и выражать собственное мнение. СМИ помогают создавать общественные дискуссии, повышать информированность и способствуют развитию общественного мышления.

Развитие культуры и образования. СМИ играют важную роль в развитии культуры и образования. Они представляют разные аспекты искусства, литературы, кино, музыки и других форм культурного выражения. Они также обеспечивают доступ к образовательным программам, документальным фильмам, научным исследованиям и другой полезной информации, что способствует образованию и самообразованию.

Развитие экономики. СМИ имеют существенное влияние на экономическое развитие. Они предоставляют рекламные площади для бизнеса, способствуют продвижению товаров и услуг, создают рабочие места в медиаиндустрии. Также помогают предпринимателям и инвесторам получать информацию о рынках, трендах, финансовых инструментах и других аспектах экономики.

Приоритетными задачами государственной политики Узбекистана в области цифровизации являются дальнейшее развитие информационной среды и равноправный доступ пользователей к ресурсам медиасреды, всестороннее обеспечение информационной безопасности персональных данных, расширение спектра услуг, предоставляемых населению с использованием цифровых технологий, повышение цифровой грамотности соотечественников, обеспечение населения качественным высокоскоростным доступом к ресурсам в интернете.

Все это требует формирования эффективного правового пространства. За период с 2016 года принято более десяти законов, направленных на дальнейшее развитие процессов информатизации и цифровизации в стране. В их числе такие важные законы Республики Узбекистан, как «Об электронной коммерции», «О кибербезопасности», «О почтовой связи», «О государственных закупках», и другие.

Важно отметить, что в Конституции в новой редакции нашли свое отражение нормы, обеспечивающие надежную защиту информационных прав граждан. Так, в статье 31 определено, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Кроме того, каждый имеет право на защиту своих персональных данных, а также требовать исправления недостоверных данных, уничтожения данных, собранных о нем незаконным путем или более не имеющих правовых оснований.

Статья 33 Основного закона гласит, что каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений, а также может искать, получать и распространять любую информацию. Государство создает условия для обеспечения доступа к Всемирной информационной сети Интернет. В статье 34 определено, что государственные органы и организации, органы самоуправления граждан, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Соответствующие нормы по деятельности СМИ определены в статьях 81 и 82 Основного закона.

В центре государственной политики Узбекистана по развитию информационной сферы в числе важнейших приоритетов будут оставаться увеличение объема инвестиций в развитие и обеспечение современными цифровыми технологиями системы государственного управления, бизнеса и гражданского общества, дальнейшее развитие институциональных основ ведения цифрового бизнеса, развитие инновационных сфер бизнеса в информационной сфере, реализация образовательных программ повышения цифровой грамотности населения, усиление основ кибербезопасности, преодоление социального неравенства и повышение уровня жизни населения за счет доступности информационной среды.

 

Илхом АБДУЛЛАЕВ,

председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса 

по вопросам инновационного развития, информационной политики

и информационных технологий.


Мнения

Шохиста ТУРГУНОВА, член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий:

— Подготовка высококвалифицированных кадров имеет важное значение в продолжении работы по цифровизации. В принятых за последние семь лет законах в сфере проводимых парламентских контрольно-аналитических мероприятий уделяется внимание именно этому вопросу.

Проведена работа по подготовке специалистов, обладающих высокими знаниями и навыками в области цифровых технологий, которые внесут вклад в дальнейшее развитие цифровой экономики и инфраструктуры, будут соответствовать требованиям времени. В первую очередь пересмотрены образовательные программы в сфере народного образования. На основе опыта зарубежных развитых стран полностью переизданы учебники по информатике.

Для повышения профессиональных знаний учителей по информатике создана система их поощрения, а также получения до 50 процентов надбавки к заработной плате. Созданы высшие образовательные организации, специализирующиеся в области информационных технологий.

В целях стимулирования населения, особенно молодежи, к получению профессии путем совершенствования их знаний и навыков в сфере ИКТ в учебную программу общеобразовательных школ внедрен проект «Один миллион узбекских программистов», число лиц, получивших образование в его рамках, по республике превысило два миллиона человек, из них аттестаты получили 1 175 933 человека. На очередном этапе проекта «Один миллион программистов» создана возможность для получения молодежью образования на онлайн-курсах «Coursera».

Бахтияр МАНИЯЗОВ, член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий:

— Стремительное развитие в нашей стране интернета и информационно-коммуникационных технологий является движущей силой развития цифровой экономики.

Как отмечал в своих выступлениях глава государства, информационные технологии становятся драйвером экономического роста. Принятые в последние годы законы по цифровизации «Об электронной коммерции», «О рекламе» и другие законодательно регулируют возникающие отношения и служат дальнейшему развитию сферы цифровой экономики. В результате за последние годы объем услуг информационно-коммуникационных технологий в стране составил 6,2 триллиона сумов, в том числе IT-услуг — 2,4 триллиона сумов. Экспорт услуг в сфере составил 96,1 миллиона долларов, в том числе экспорт IT-услуг — 57,2 миллиона долларов. Всего освоено инвестиций на 67 миллионов долларов, из них 25,1 миллиона долларов — прямые инвестиции.

Гулбахор САЙДГАНИЕВА, член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий:

— За последние семь лет демократические права наших граждан еще больше укрепились. Сделаны огромные шаги в области дальнейшего укрепления свободы слова и деятельности СМИ, совершенствования национального законодательства в сфере.

В частности, в декабре 2020 года исключение из Уголовного кодекса нормы, предусматривающей лишение свободы за клевету и оскорбление, приветствовало все мировое сообщество. Значительно увеличилось количество негосударственных средств массовой информации, оно достигло 2 140. Число аккредитованных иностранных журналистов в республике — 65.

В целях либерализации деятельности СМИ и обеспечения прав журналистов внесены изменения и дополнения в законы «О средствах массовой информации» и «О защите профессиональной деятельности журналистов». В частности, к средствам массовой информации отнесены веб-сайты, созданы механизмы государственной поддержки СМИ.

Упрощена система их государственной регистрации, сокращен ее срок с 15 до 10 дней. С 1 июля 2022 года по 1 июля 2025 года налог на прибыль СМИ будет снижен на 50 процентов ниже установленной ставки.

Права граждан на свободу слова и мнений были еще раз закреплены в нашем Основном законе. Считаю, что эти нормы еще больше укрепят свободу информации в стране.

Санжар ХАМИДУЛЛАЕВ, член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий:

— Развитие цифровой экономики, повышение эффективности деятельности государственных органов и частного сектора имеют важное значение для продуктивной деятельности СМИ и создания современной телекоммуникационной инфраструктуры.

В этом направлении в последние годы приняты комплексные и системные меры. Прежде всего необходимо отметить меры по укреплению правовых основ данной сферы. За истекший период принят ряд важных законодательных актов, регулирующих правовые отношения в профильной сфере, в том числе законы «О радиочастотном спектре», «О почтовой связи», «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», около десяти указов и постановлений Президента, а также более двадцати постановлений и распоряжений правительства. Особое значение для развития цифровой инфраструктуры имело принятие Указа Президента «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации».

На основе данных документов приняты меры по обеспечению полного охвата интернетом всех действующих в стране предприятий и организаций. Жители даже самых отделенных кишлаков и аулов подключаются к Всемирной сети. За короткое время в регионах проведены оптико-волоконные кабели протяженностью

184 тысячи километров. Это позволило увеличить уровень охвата населенных пунктов страны широкополосным интернетом до 82 процентов.

Дополнительная установка свыше 50 тысяч специализированных порталов обеспечила использование широкополосного интернета более чем 4,65 миллиона домохозяйств, субъектов предпринимательства и объектов социальных сфер. Кроме этого, установка 56 тысяч станций мобильной связи позволила довести уровень охвата мобильной связью по стране до 99 процентов, высокоскоростного мобильного интернета — до 98 процентов. В результате число абонентов мобильной связи превысило 32,2 миллиона, пользователей интернета — 32 миллиона.

Следует отметить необходимость дальнейшего продолжения реформ в сфере развития цифровой инфраструктуры для практической реализации определенных в обновленной Конституции обязательств государства по созданию условий населению по обеспечению доступа к интернету.

Зафар ХУДАЙБЕРДИЕВ, член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий:

— В нашей стране все большее значение приобретает вопрос цифровизации деятельности государственных органов и организаций, государственных служб, расширения покрытия мобильной связи и мобильного интернета в регионах, а также развития мобильной инфраструктуры, потому что с началом глобальной пандемии значительно возросла роль цифровых технологий, что показало важность цифровой трансформации, особенно для развивающихся стран, в том числе и для Узбекистана.

В последние годы в ходе реализации реформ и в рамках Стратегии развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы особое внимание в сфере уделяется цифровизации всех ключевых отраслей и созданию реального информационного общества.

Даже в рамках проводимых административных реформ Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан преобразовано в Министерство цифровых технологий.

Одним из основных принципов «электронного правительства» является оказание услуг на основе принципа «одно окно», на основе электронного сотрудничества отменена практика истребования более 70 документов и справок от граждан, а также требование подтверждения электронной цифровой подписью при использовании 38 видов электронных государственных услуг.

Помимо продолжающегося сотрудничества с Южной Кореей, Россией, Эстонией, Китаем, важно привлекать в IT-сектор страны такие технологически развитые государства, как Германия, Великобритания, США, Сингапур, Япония, расширять географию международных партнеров. Инвестиции в цифровую экосистему, IT-инфраструктуру и электронные услуги послужат дальнейшей модернизации национальной экономики и ускорению экономического роста во всех отраслях.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...